Учимся выживать

Дата публикации: 17.08.1993
Авторы: ШИХОВ ЮРИЙ
Источник: Сегодня
Место издания:
Москва Страница: 7
Выпуск: 43 “043”

Всероссийская программа “Возрождение” была разработана по предложению Федерации детских организаций (ФДО) России в Школы выживания VITALIS (Москва). Программа призвана помочь детям России освоить культурные, духовные и исторические традиции народа, осознать связь поколений. Ее девиз – “Сбережем себя для России и Россию для себя”. Одной из основных задач является приобретение молодыми гражданами России опыта гармоничного сосуществования с природой и обществом, или, по словам Виталия Сундакова, руководителя Школы, показать им “возможность выживания в новых экономических, социальных и экологических условиях современной России”.

Немного странно, конечно, что наших детей пытаются обучить выживать в условиях, в которых их семьи живут в течение уже очень многих лет. И казалось бы, для наших современников нет ничего неизвестного и загадочного в суровой науке выживания. Но теперь развал того немногого, что все наши люди все-таки имели: системы бесплатного здравоохранения и образования, достаточно дешевого жилья, – создает новые нестандартные житейские ситуации, а изменившиеся политическая ситуация, отношение к экологическим, историческим, национальным и многим другим проблемам зачастую слишком сложны для молодых людей. Трудное и увлекательное путешествие должно помочь им помимо приобретения новых знаний о природе и обществе почувствовать свою физическую силу и ловкость, убедить себя в возможности преодоления препятствий любого рода.

Правда, подготовка требует немало усилий и знаний, но зато все последующие общегосударственные и житейские испытания на прочность, даже в нашей стране, по мысли организаторов, покажутся детскими игрушками по сравнению с пройденными.
Поисками и реализацией подобных программ на выживание в сверхэкстремальных условиях и занимается Школа выживания VITALIS. На Западе таких школ великое множество, а у нас это первая. Она была создана” в 1990 году профессиональными журналистами и путешественниками Яцеком Палкевичем (Италия) и Виталием Сундаковым (СССР). Школа собирает и обобщает опыт науки выживания в различных климатических условиях, чрезвычайных и опасных ситуациях, различные методы борьбы за жизнь и оказания первой помощи себе и другим людям, экстремальное голодание и… уроки духовности. Школа давно проводит теоретические и практические семинары для взрослых, почти сразу она взялась и за детей.
“Необходимо отметить, – рассказал Виталий Сундаков, – что наука выживания на Западе и в России значительно отличаются друг от друга. Так, на комфортном Западе школой выживания считается то, что у нас давно популярно и известно как туризм. Там взрослый человек, ушедший в лес с палаткой, спальным мешком и рюкзаком, уже чувствует себя героем. А если он сумел поставить палатку и улечься в спальный мешок, вскрыв перед этим себе на ужин охотничьим ножом банку консервов, то он считает себя находящимся на грани выживания и испытывает чувство бесконечного самоуважения. Поэтому программы многих западных школ выживания предусматривают долгое и глубокое изучение таких основополагающих дисциплин, как ориентирование, организация переправы, разведение костра (отдельно рассматриваются поджигание спичками и зажигалками различных видов), построение временного жилища (установка палатки) и т. д. В общем, предусмотрено все для того, чтобы человек не ударил лицом в грязь в экстремальных ситуациях”.

Школа VITALIS в последние годы организовала для детей несколько акций по отработке своих принципов выживания в условиях, приближенных, что называется, к боевым. В частности, это достаточно хорошо известная “Робинзонада”: детей с минимальным количеством продуктов и орудий труда высаживали на необитаемые острова, и они должны были применить свои навыки по выживанию. За ними, естественно, наблюдали, но без крайней необходимости не помогали.

Летом 1993 года по совместной инициативе ФДО и Школы выживания в рамках программы “Возрождение” проводилась комплексная экспедиция под условным, названием “Российский треугольник” – Смоленская и Омская области, Краснодарский край. Чтобы участвовать в ней, дети 12-16 лет выдержали громадный (до 100 человек на место) конкурс.

В экспедиции их испытывали по полной программе: в Смоленской области, изучая памятники старины, им приходилось постоянно передвигаться под непрерывным дождем по самой трудной дороге – по болотам. В Омской области на несколько дней они оказались в полном одиночестве в тайге, имея на руках только коробок спичек и топор. Место также было болотистое, а дожди непрерывными. Правда, любой в любое время мог выйти из игры. Но отказались немногие. А некоторые, даже оставшись без спичек, держались до конца. Многие так сумели приспособиться, что, не будь ограничения по времени, смогли бы успешно продолжать “выживать”.

В конце июля “Российский треугольник” завершился. Участники приехали в Иркутск, где их ждали организаторы и участники новой комплексной многолетней экспедиции “Байкальское кольцо”, в основном жители Иркутской области – взрослые и дети. Экспедиция рассчитана на 1993-1997 гг. В этом году исследуется западное побережье озера, в последующем – вся территория, примыкающая к Байкалу.

Организаторы экспедиции – Иркутское отделение ФДО РФ, региональное отделение Комитета по делам молодежи и Школа выживания – ставят перед ней задачу серьезного научного исследования Байкальского бассейна силами ребят. При этом предварительная подготовка участников должна быть на самом высоком уровне, и они также прошли отбор, прежде чем попасть в нее. Помощь в финансировании проекта оказали Федерация детских организаций и Иркутский областной комитет по делам молодежи. Участие детей в обеих экспедициях было бесплатным.

Все члены экспедиции разделились на 6 отрядов по конкретным направлениям деятельности в изучении природы и животного мира региона. Во главе их стоят опытные специалисты и организаторы. Это экологический отряд, в задачу которого входит изучение природы острова Ольхон – крупнейшего на Байкале – и приольхонья. Орнитологический отряд создан с целью знакомства с видовым составом птиц и методами их исследования. Группа исследователей памятников природы идет по западному побережью озера. Геологический отряд предполагает собрать коллекцию минералов, а также посетить стоянки древних жителей – курыкан. Этнографический отряд изучает места, связанные с преданиями и легендами народов, населявших и населяющих эти места, изучает шаманизм бурят. Спелеологическая группа проложила свой маршрут по некоторым пещерам Прибайкалья.

Экспедиции вышли из общего лагеря, напротив острова Ольхон, в бухте Радости, 7 августа и должны собраться там снова после 20 числа. Все участники взяли с собой ограниченный запас продовольствия, предполагая использовать опыт ребят, участвовавших в “Российском треугольнике”.
Можно много спорить о способах помощи детям. Тем более если ребенок не лауреат, не живет в чернобыльской зоне, не инвалид и живет в полной семье. Эти категории детей хотя бы какое-то внимание и поддержку имеют. Можно много говорить о жалости по отношению к ним, сюсюкать и считать, что самое главное для ребенка – ограждение его от всяческих опасностей (правда, без реальной возможности обеспечить необходимую безопасность). А можно с помощью нетрадиционных методов максимально эффективно использовать материальные средства не на сиюминутную (в итоге сомнительную) благотворительность, а на будущее подрастающего поколения России.

comments powered by HyperComments

©2011 - 2017 Авторы Своей Судьбы - проект Виталия Сундакова | Использование материалов и фотографий сайта sundakov.ru на других ресурсах, в печатной прессе, на сторонних ресурсах разрешено только с предварительного согласия администрации info@sundakov.ru

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account